Приветствую всех, кто уделил внимание моей публикации! Порой поражаешься обилию печатной информации, окружающей современного человека: она доступна ему в книгах, газетах и журналах, Интернете. Востребованность печатного слова определяет и популярность соответствующего направления деятель: люди, хорошо владеющие речью и умеющие излагать собственные мысли, всегда имеют шансы прилично зарабатывать.
Одно из достойных приложений подобных талантов – профессия писатель. Всемирная популярность и возведение в ранг классика ожидает не каждого, кто захочет опробовать себя на литературной ниве – для этого действительно нужен талант, изрядная доля везения и недюжинное трудолюбие. Однако ни один упорный и хотя бы средненько пишущий человек не останется без хлеба с маслом. И сегодня мы поговорим о том, как можно зарабатывать писательским трудом, а может быть – и прославиться!
Чем занимается писатель
Писатель – это человек, создающий литературные и прочие печатные произведения различного формата. Порой он пишет стихи и прозу просто для души, без дальнего прицела на солидные гонорары – в этом случае, писательство является просто хобби. В таком отношении к литературному труду существуют свои плюсы, главным из которых является независимость: человек не связан договором с издательством, ему не нужно торопиться сдать книгу четко в оговоренное время и загонять свое творчество в рамки «формата». В общем, пиши для души, издавайся за собственные средства или не издавайся вовсе. Но ведь и существовать на какие-то средства необходимо!
Многие успешные ныне писатели не избирали изначально литературный труд в качестве основной специальности. Например, скандально известный и весьма неоднозначный В. Пелевин вмиру изначально был инженером, а классик современной русской фантастики С. Лукьяненко – врачом-психиатром. И только потом, в процессе жизни они стали полноправными писателями, а литература превратилась в основной источник их дохода. И весьма полноводный источник!
Иногда писателями именуют всех, кто так или иначе связан с написанием текстов. В данном контексте рассматривают преимущественно журналистов, сценаристов и копирайтеров. Да, эти профессии имеют общие черты с литераторством, но назвать их тождественными нельзя.
Общечеловеческие и профессиональные качества
Итак, вас привлекает труд литератора: вы спите и видите собственное имя на красочной обложке новенькой книги, еще благоухающей типографской краской, мечтаете о признании, солидных гонорарах и толпах поклонников. Давайте разбираться, есть ли у вас базовые качества, способные сделать ваш путь к успеху на ниве писательства максимально гладким:
- Тяга к творчеству. Истинный писатель пишет потому, что не писать просто не может – это, так сказать «заводские настройки». Он может заниматься работать с эпитетами, всевозможными метафорами и прочими тропами для придания речи максимальной яркости и образности.
- Образное мышление. Многие писатели визуализируют образы: они «видят» персонажей, пейзажи, сцены в собственном воображении и описывают их словами. В данном случае образ является первичным, поэтому и получается максимально живым и ярким, будучи описанным литературными средствами.
- Грамотность. Вот тут все спорно. Вопреки распространенному заблуждению, кристально грамотных писателей практически не существует. Дело в том, что яркость и образность речи со знанием грамматики практически не коррелируют. главное – правильность построения конструкций, их связность и динамика. А для правки грамматических ошибок существуют корректоры – натуры, как правило, не творческие, но весьма дотошные и кристально грамотные.
- Упорство. Путь к признанию никогда не выслан ковровой дорожкой: к кому-то слава и деньги приходят через несколько лет упорного труда, к кому-то не приходят вовсе. Тут важно четко поставить цель и идти к ней ежедневно, невзирая на обстоятельства, пусть и небольшими шажками.
- Высокая степень самоорганизации. Устали и нет вдохновения? Да что вы: а издательство ждет рукопись нового романа буквально через неделю. Профессия писателя, связанного договорными обязательствами, не оставляет времени на лень и не прощает отсутствия вдохновения. Поставили цель ежедневно писать, например, десять тысяч знаков, будьте добры выполнять норму при любых обстоятельствах. Литературный труд требует самодисциплины!
- Умение себя «продавать». Можно, конечно, тихо-мирно сидеть дома и писать собственные опусы «в стол» или выкладывать их на любительских литературных ресурсах, но это дохода, как вы понимаете, не принесет. Писатель должен либо сам прилагать усилия к собственному продвижению (участвовать в литературных конкурсах, писать для газет и журналов, обивать пороги издательств), либо нанять для этой цели литературного агента. Второй вариант, как вы понимаете, возможен лишь при наличии свободных средств.
Плюсы и минусы профессии
Работа писателем, как и любая другая деятельность, имеет положительные и отрицательные стороны. К положительным сторонам литературной деятель можно отнести:
- Свободный график. Вам не обязательно вставать четко по будильнику и спешить на работу, боясь начальственного гнева: писатель может придерживаться собственного графика. Однако этот график должен быть: если писать чисто по наитию, когда вдохновение нагрянет, успеха определенно не достигнешь.
- Отсутствие географической привязки. работать можно в любой точке мира, был бы ноутбук и доступ в интернет. Многие маститые литераторы работают по системе творческих отпусков: получил аванс от издательства, уехал куда подальше от мирской суеты – и спокойно работаешь над будущим шедевром.
- Свободу самовыражения. Одним из неоспоримых плюсов профессии писателя является свобода творчества. Литературный рынок диктует свои законы, книги должны продаваться и приносить доход, но порой и явно некоммерческие произведения становятся мировыми бестселлерами. Впрочем, даже в конъюнктурных романах (скандальных детективах, любовной прозе, простеньком фэнтези) можно самовыразиться от души.
- Различные способы заработка. Написание книг – это не единственный способ заработка литератора. Можно найти достойную, хоть и не столь творческую альтернативу, приносящую твердый Доход (об этом мы поговорим чуть позже).
- Высокие шансы обрести популярность. У любого более-менее мастеровитого литератора есть шанс стать популярным писателем.
Среди наиболее значимых минусов стоит отметить:
- Долгий путь к признанию. Литературная деятельность далеко не сразу приносит доход и признание: к ним можно идти годами. Бывали случаи, когда писатель становился известным небедным после первой же книги, но это, скорее, исключение из правил.
- Непостоянство музы. Муза – дама капризная и по расписанию приходить никак не желает. В ее ожидании могут проходить долгие недели, посему следует либо переключаться на другие виды деятель, либо заниматься аутотренингом и пересиливать себя для выполнения обязательств перед издательством.
- дефицит мотивации. Начинающие литераторы порой прямо пылают вдохновением и готовы творить дни и ночи напролет. Однако с течением времени и каждой последующей неудачей руки опускаются все ниже и ниже. В конце концов, перед автором встает вопрос – а нужно ли мне это вообще? Многие не выдерживают и забрасывают творчество, освобождая путь к признанию для наиболее упорных и талантливых. естественный отбор в чистейшем виде!
Обязанности
В профессиональной среде писателями обычно именуют литераторов, специализирующихся на создании прозы. Но это чаще происходит для профессиональной дифференциации, чтобы отличить прозаиков от поэтов и драматургов. Но в обывательском плане писателями называют всех, кто занимается созданием художественной литературы.
Если спросить у любого школьника, кто такой писатель, он сразу же ответит: человек, который пишет книги. И он будет очень близок к истине: основная обязанность любого писателя – создавать художественные произведения в различных литературных жанрах. Он пишет романы, повести, рассказы и эссе, при желании занимается литературной критикой, редактурой или ведением авторских колонок в СМИ.
Отсюда Мораль: основное требование к писателю – это хороший слог, высокая эрудиция, умение системно мыслить и создавать тексты, интересные читателю. Или нужные заказчику – бывает и так.
В обязанности писателя, сотрудничающего с издательством входит создание книг в соответствии с договором. То есть, кровь из носу, литератор должен сдавать в редакцию определенное количество страниц к конкретной дате, иначе ему придется сначала выдерживать натиск редактора, а затем выплачивать солидную неустойку.
Стоит ли тратить время на образование?
Учиться всегда хорошо и полезно – с этим не поспоришь. Любые знания, от устройства самолета до состава детской смеси, могут лечь в канву литературного произведения. Профессия писателя требует постоянного самообразования: читатель ныне пошел умный и избалованный, любой фактический ляп заметит и не забудет высмеять в соцсетях. Все знать невозможно, поэтому рационально прибегать к консультациям профессионалов в соответствующих сферах. Даже примитивный бульварный роман требует определенной фактической базы, что уж говорить о серьезной литературе?
А вот нужно ли писателю специальное образование – вопрос неоднозначный. Если совершенно нет литературного дарования (по аналогии с музыкальным слухом), никакой специализированный вуз не сделает из этого человека гения. С другой стороны, если это дарование плюс трудолюбие в наличии, учеба в Литературном институте имени Горького станет неплохим подспорьем в освоении писательского дела.
Учеба в вузе по специальности «Литературное творчество» поможет избежать типичных ошибок молодых авторов и даст выжимку из практических наработок маститых литераторов. Словом, поможет сэкономить время и обзавестись полезными связями в литературной среде.
В качестве альтернативы можно порекомендовать всевозможные филфаки и журфаки – это не профильное литературное образование, но близко к тому.
Где еще можно учиться? Ныне популярен формат онлайн-образования. Существует масса достойных курсов, где обучают искусству создания текстов различных жанров и направлений. Хочу обратить ваше внимание на следующие программы:
- Писательство – Уроки легенд
- онлайн-курсы писательского мастерства – Международная школа профессий
- онлайн-курс для писателей – Hedu
- Основы создания художественного текста – Udemy
- Онлайн-курс от мастерской писателя Анны Никольской
И не стоит забывать, что нужно не только писать, но и читать. Причем читать не только качественную художественную литературу, но и специализированные издания:
- С. Кинг «Как писать книги»
- Р. Макки «История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только»
- Э. Ламотт «Птица за птицей. Заметки о писательстве и жизни в целом»
- Д. Кэмерон «Путь художника»
- М. Гладуэлл «Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего?»
- А. Смит «52 способа написать бестселлер. Как стать известным писателем»
- Н. Галь «Слово живое и мертвое»
- У. Зинсер «Как писать хорошо»
- Ю. Вольф «Школа литературного и сценарного мастерства»
- Р. Брэдбери «Дзен в искусстве написания книг»
Как построить карьеру?
Прежде всего, придется запастись терпением и усердно работать на перспективу. Первое произведение становится визитной карточкой автора и способно или похоронить его мечты на ближайшие годы, или открыть ему путь к литературному Олимпу.
Хотя бы с одной изданной книгой можно уже увереннее стучаться в двери издательств, а с несколькими – стать членом Союза писателей и получать от этого соответствующие преференции. Это общение с маститыми коллегами, доброжелательные улыбки владельцев топовых издательств и контракты с весьма приятными условиями.
Так что дело за малым: нужно лишь классно написать и издать первую книгу – а там будет проще.
Как написать и издать собственную книгу?
Писатели создают книги по-разному. Существуют два основных подхода к творческому процессу:
- Вдохновенный. Автор изначально представляет себе канву будущего романа весьма приблизительно: существует лишь общий замысел. В данном случае произведение само как бы направляет писателя в произвольную сторону: даже в середине работы он слабо представляет себе финал. Недостаток: повествование может получиться нелогичным, с оборванными сюжетными линиями и массой проходных персонажей.
- Рациональный. Это более профессионально для писателя: детально проработать сюжет произведения и образы персонажей, составить подробный план, сделать черновые заготовки и только после этого приступать к кропотливой работе над чистовиком. Недостаток: кропотливая работа не заменит вдохновения, посему произведение может лишиться той самой эфемерной субстанции, именуемой «душой». Крепкая качественная работа, но без искры божией – скажем так.
Итак, допустим, книгу вы написали – нужно выносить ее на Суд читателей. Перед вами три пути:
- Обивать пороги издательств. С молодыми авторами сотрудничают практически все издательства, включая гигантов типа «АСТ», «Питер», «Росмэн», «Центрполиграф», «Захаров» или «Эксмо». Рукописи рассматриваются как в электронном, так и печатном виде (простите за каламбур) – для их анализа на пригодность к печати существуют целые штаты сотрудников. Но туда стоит обращаться только с крепкими произведениями, имеющими очевидные шансы на коммерческий успех.
- Издать книгу за собственные средства. Издание книги – достаточно дорогостоящий процесс, не каждому молодому автору он по карману. Идеальный вариант – заинтересовать финансово состоятельного человека в собственном творчестве и убедить его выступить в качестве спонсора. Не забывайте, что книгу нужно не только оформить и издать, но и распространить, желательно, за деньги.
- Распространять произведение в электронном варианте. Первый вариант – ограничиться электронной версией книги и продавать ее за деньги. Так поступают преимущественно со специальной и профессиональной литературой: провел тренинг по личностному развитию, например, прорекламировал свой труд на эту тему – его, может быть, и купят. Во втором случае речь идет лишь о наработке репутации и увеличении числа поклонников: выкладываем произведение в свободный доступ, наслаждаемся растущей популярностью и уворачиваемся от стрел Интернет-критиков.
Заработная плата писателя
Здесь мы вступаем на зыбкую почву домыслов, ибо гонорары писателей – это коммерческая тайна. Многое (если не все) зависит от степени известности имени автора и ценовой политики издательства.
Можно лишь предполагать, что гонорары маститых писателей составляют не менее 10 тысяч долларов за роман плюс авторские отчисления. Мы покупаем книги в электронном или бумажном виде, автор получает причитающиеся ему отчисления. Однако попасть в ряды авторов художественной литературы, которым хоть что-то платят, достаточно проблематично.
Одно можно сказать с полной уверенностью: многие ныне маститые литераторы на первых книгах не заработали ни копейки. Они, как было сказано выше, распространяли книги бесплатно в надежде обрести имя, а иногда и издавали их за собственные денежки.
На чем еще можно зарабатывать?
В профессии писателя всегда присутствует элемент финансовой нестабильности, особенно когда он не связан контрактом с солидным издательством. В периоды застоя даже маститые авторы не гнушаются заниматься побочными видами деятель, приносящими стабильный доход. Это:
- Рецензирование. Написание рецензий на произведения других авторов способно приносить неплохие деньги не только профессиональным критикам, но и прочим литераторам.
- Редактура. Существует масса людей, полагающих, что им есть, что сказать этому миру, но не обладающих ярко выраженным литературным даром. И они готовы платить осязаемые деньги за приведение своих творений в удобочитаемый вид. правда, иногда этот труд требует железных нервов, но и оплачивается весьма достойно.
- Написание сценариев. Новичку вряд ли доверят написание сценария к фильму, но есть и альтернативные варианты. например, можно сосредоточиться на создании сценариев к детским праздникам, квестам, корпоративным мероприятиям.
- Стихи на заказ. Написание стихов под заказ – весьма прибыльное предприятие: хвалебные оды с юмором или без оного требуются к юбилеям, свадьбам и прочим торжествам. Можно писать их в оптовых количествах к календарным и профессиональным праздникам и выставлять на продажу на специализированных биржах.
- Копирайтинг. Прекрасный способ пополнения бюджета – написание текстов рекламного и информационного характера под заказ для различных веб-ресурсов. Работу можно подыскивать как самостоятельно, так и через специализированные биржи контента.
- Сотрудничество со СМИ. Пусть писатели порой снисходительно отзываются о деятель журналистов. Но сотрудничеством со всевозможными СМИ «грешат» и многие маститые литераторы.
Известные писатели получают и пассивный Доход: от переиздания, перевода на другие языки, экранизации произведений. Определенные гонорары приносят творческие встречи с читателями, судейство на всевозможных конкурсах, участие в телепередачах формата ток-шоу и так далее.
Перспективы профессии
жизни, пользоваться уважением коллег и любовью читателей. Ну или хотя бы написать Бестселлер Всей Своей жизни, который принесет автору известность во всем мире.
Это не только приятно для самолюбия, но и полезно в финансовом плане: растут суммы контрактов, тиражи, продажи, а значит, и благосостояние автора. Следующая ступень – переводы на другие языки и еще более внушительные деньги.
До столь высоких ступеней славы и благосостояния удается добраться единицам. И дело тут не только в наличии или отсутствии таланта. Крайне важно уметь продать собственный талант, найти нужные связи, правдами или неправдами издать книгу. Если она соответствует конъюнктуре – придут слава, деньги и другие плюшки.
Некоторые писатели предпочитают становиться владельцами собственных издательств, то есть, не столько литераторами, сколько бизнесменами. Кто-то опускается вниз, в ранг непризнанных гениев, вечно безденежных и слегка подшофе. У каждого свой путь, финал которого невозможно предвидеть на старте.
Советы начинающим писателям
Если вы решили освоить профессию писателя, позвольте дать вам несколько практических советов:
- Трезво оценивайте собственные способности. Если написание текстов приносит вам удовольствие, но формулировать мысли в печатном виде для вас затруднительно, тщательно проанализируйте собственные таланты. Быть может, стоит поискать себя в иной сфере?
- Побольше читайте. Читайте побольше хорошей литературы – это развивает речь и тренирует воображение. Постарайтесь получать от чтения искреннее удовольствие и запоминать оригинальные профессиональные приемы.
- Участвуйте в конкурсах. Существует масса конкурсов для начинающих литераторов, о проведении которых можно узнать через Интернет. Участвуйте и совершенствуйтесь: в конце концов, вас начнут узнавать.
- Заводите связи везде. Заводите связи в издательствах, агентствах, профессиональных союзах, на тематических форумах – словом, везде. Никогда не знаешь, как, когда и чем поможет тот или иной человек.
- Делайте рутинную работу за вознаграждение. Не пренебрегайте рутинной работой, если за нее платят деньги. Поговорка о том, что гений должен оставаться голодным, давно устарела и потеряла актуальность. В конце концов, детям гениев тоже хочется кушать и отдыхать на море.
- Не опускайте руки. Успех не приходит сразу: первые книги авторов крайне редко издаются большими тиражами и приносят ощутимые гонорары. Верьте в себя, работайте и совершенствуйтесь – удача любит настойчивых!
Профессия литератора подходит не всем, но если вы чувствуете в себе наличие соответствующего дарования, почему бы не попробовать себя на этой стезе? Дерзайте, и вам улыбнется удача: в конце концов, Ремарк, Достоевский и Хемингуэй тоже не родились знаменитыми.